Как уберечь ребенка от насилия

 

Ребёнку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребёнка с особенностями психофизического развития. Такой ребёнок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.      В Кодексе Республики Беларусь об образовании записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.  Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт и иногда недооценивают силу педагогических знаний и умений. 

Сегодня я буду говорить на тему «Как уберечь ребенка от насилия»

Явление жестокого обращения людей, насилие над детьми характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Особую озабоченность прогрессивной общественности оно стало вызывать, начиная с ХIХ века.

В словаре С.И. Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие".

В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)".

Виды насилия

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, ответственными за воспитание.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды и удовлетворения.

3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 

Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

– нанесение физических повреждений;

1 Физическое насилие

Видны ссадины, синяки, удары от ладони, следы окурков.

Индикатор: пугливо прячет голову при взмахе руки

2. Сексуальное насилие

Здесь можно говорить также о сексуальном использовании, злоупотреблении, принуждении. Сексуальным насилием называется втягивание зависимого, незрелого (в плане развития) и неспособного к выражению согласия ребенка в сексуальную активность. Сексуальное взаимодействие между взрослым и ребенком начинает определяться как использование, так как ребенок не может выразить в нем сознательного согласия.

Сексуальное насилие чаще всего распознается как физический контакт (прикосновения, целование или ласкание интимных мест ребенка) и охватывает ситуации, когда взрослый трется о ребенка, ощупывает половые органы ребенка, принуждает ребенка к совершению подобных действий, а также изнасилование. Указанные выше ситуации обычно являются достаточно очевидными для наблюдателя и их относительно легко распознать.

Сексуальное насилие без физического контакта: обнажение в присутствии ребенка, хождение по дому без одежды, подглядывание в комнату ребенка, когда тот одевается, в ванную, когда он купается, принуждение к просмотру половых отношений.

Эмоциональное сексуальное насилие - организация встреч, на которых в присутствии детей ведутся разговоры о сексе, просмотры фильмов, рассказываются непристойные анекдоты и шутки.

Многие матери догадывались, что подобные ситуации имеют место, но не знали, что делать и к кому обратиться за помощью. Другие попросту замалчивали сексуальное насилие, позволяли ему существовать, иметь место. Временами жалели виновника, боялись его обидеть таким обвинением, не думая о том, что ребенок без помощи взрослого не имеет абсолютно никаких шансов.

Сексуальным насилием является каждая ситуация, в которой более старший человек – отец, отчим, дядя, учитель, бабушка, двоюродный брат, друг или подруга семьи – ведут себя в отношении ребенка сексуально. Иногда более старшие, более сильные и более активные (расторможенные) дети могут использовать сексуально младших, через принуждение к «играм в секс».

Во всех ситуациях применение насилия виновным меньше связано с сексом, а больше с силой и контролем. Виновный является для ребенка авторитетом, которому он доверяет или другом, приятелем; он может давать ему презенты, обеспечивать ему различные приятные вещи, удовлетворять его потребность в тепле, запугивать. Он может сексуально использовать ребенка, когда он остается с ним один на один, но это может быть, возможно, и тогда, когда дом полон людей, прикасаясь к ребенку во время игры, используя возможность укладывания его в кровать, купания или других ухаживающих обязанностей. Во всех ситуациях дети получают опыт стимуляции, к которой не готовы физически, эмоционально и интеллектуально.

Какие возникают проблемы при защите от насилия детей с ОПФР?

Дети с особенностями наиболее зависимы и беззащитны, им сложно проявлять самостоятельность, а, следовательно, и очерчивать свое личное пространство. Большинство детей с ОПФР нуждается в помощи по самообслуживанию, переодеванию, купанию и т.п.; их интимные части тела бывают открыты для посторонних людей. Многие из этих детей не умеют говорить, а, следовательно, и сообщить о попытке вторжения в их интимное пространство, у многих снижен интеллект, и они не могут достаточно точно описать, что с ними делают не так или о попытке сексуального использования. Многим детям со сниженными интеллектуальными способностями сложно получать удовлетворения доступным для обычных детей образом (побрасать мяч, поплавать, покататься с горки, поездить на роликах, даже просто весело провести время в кругу сверстников), поэтому у них часто можно наблюдать самостимуляцию. Из-за сниженной критичности некоторые виды насилия они могут не воспринимать как злостное нарушение. Им сложнее усваивать моральные границы, у них сложнее воспитывается чувство стыдливости.

Ребенок с ОПФР даже может не понимать, что с ним делают. Если не насилуют, а просто раздевают или заставляют что-то делать с половыми органами взрослого, это может вызывать у особенных детей не только страх, но и приятные эротические ощущения, заставляя еще сильнее полюбить совратителя. Ребенка можно и нужно трогать, целовать, ласкать, тискать, но по возможности избегать стимулирования его эрогенных зон. Родители должны знать, что сексуальная эксплуатация детей недопустима.

Девочек и мальчиков необходимо предупреждать, что некоторых контактов со взрослыми вообще следует избегать. Ребенку с ОПФР, как правило, сложно избежать контакта, поэтому родители должны оградить ребенка от людей, которые вызывают подозрения. Однако делать это нужно тактично, не пробуждая в ребенке болезненной подозрительности к окружающим людям, и самим не следует подозревать всех подряд, кто просто пытается быть любезным с ребенком.

Каким же образом удержать равновесие между попыткой защитить ребенка и одновременно развивать чувство доверия к окружающим его людям?

В первую очередь, этого можно достичь путем налаживания доверительных отношений между Вами и ребенком.

На родителях лежит ответственность – рассказать ребенку, как нужно действовать в случае возникновения угрозы.

Ребенок с ОПФР нуждается в доступном разъяснении, что такое сексуальное насилие, наглядной демонстрации, что приемлемо и что нет.

Эксперты по защите прав ребенка советуют говорить об этом, используя понятия «хорошее», «плохое» и «интимное» прикосновение. Объясните ему, что к хорошим прикосновениям относятся дружеские объятия, похлопывание по спине и поцелуй в щечку, а к плохим – удар или толчок. К интимным – когда кто-то хочет прикоснуться к нему, говоря, что не нужно об этом никому рассказывать. Родителям в процессе полового воспитания детей с ОПФР можно использовать купальник или плавки, как наглядное пособие для ребенка с целью определения интимных мест. Вы можете сказать ему, что к любому месту, которое прикрывается купальником или плавками никто не должен прикасаться. По мере развития ребенка, можно рассказать об этом более детально.

В конце беседы важно попросить ребенка пересказать то, что он понял.

Если ребенок не говорящий, мы также ему доносим, что хорошо и что плохо. Мы ограждаем его от ситуаций, где он может получить травму, ожег. Также обстоит дело и с предупреждением сексуального насилия. Используя мимику, жесты, эмоциональную речь, наглядность, пример, мы можем дать ребенку понять о хороших и плохих прикосновениях.

Если ребенок находится некоторое время вне дома или за ним присматривают посторонние люди, важно в конце дня у ребенка спрашивать, как прошел его день. Нужно дать ребенку возможность выразить себя, поделиться своими впечатлениями на том уровне коммуникации, который доступен ему и вам (пример обучения жестам: хорошо, так-себе, плохо). Развитие способности общения – это всегда труд, особенно в том случае, когда мы говорим о доверительном общении с неговорящими детьми. Когда такое общение налажено и проведены беседы о предупреждении насилия, у ребенка не сложно будет спросить о том, как прикасался к нему посторонний человек (возможно, вы обозначите символически 3 группы прикосновений: хорошее, плохое, интимное), а ребенок в свою очередь даже жестом может выразить «да» или «нет». Можно предложить ребенку нарисовать, как прошел его день, обозначить, что и где было хорошее и плохое.

Какие есть признаки и последствия сексуального насилия?

Если сексуальное насилие в отношении ребенка имело место, в поведении ребенка можно заметить изменения. Он может быть замкнутый, необщительный, подавленный, безвольный (пластилиновый) или, наоборот, вести себя расторможено, сексуализированно, показывать половой акт с помощью кукол. Иногда у ребенка возникает немотивированная агрессия, временами он не может понять простых обращений, на которые раньше реагировал, у него отсутствует эмоциональный оклик на веселые и радостные события, снижен аппетит, заметны нарушения в познавательной деятельности.

При подозрении на сексуальное насилие в отношении ребенка следует обратиться к врачу и детскому психологу. В отсутствие лечения детская сексуальная травма может привести к пищевым расстройствам, недержанию мочи или кала, запорам, нарушениям психики и развитию посттравматического стресса во взрослом возрасте. Ощущение вины может вылиться в тревожность, депрессию. Последствия могут сохраниться на всю оставшуюся жизнь. Шансы ребенка на восстановление после пережитого сексуального насилия во многом зависят от поддержки родителей.

Что же делать, если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию?

Есть несколько простых правил:

Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет ситуацию. 

Внимательно отнеситесь к любым сигналам, словам и эмоциям ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки фантазии. 

Постарайтесь узнать от ребенка точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Вслушивайтесь и всматривайтесь в то, что ребенок сообщает, добровольно. 

Выделив факты, не выносите оценок.

Не защищайте насильника, если это родственник или друг семьи.

Успокойте ребенка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чем не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.

Скажите ребенку, что вы сделаете все возможное, чтобы это не повторилось.

Помогите ребенку как можно скорее возобновить его привычную деятельность.

И, наконец, обратитесь за профессиональной помощью - психологической, правовой и медицинской.

Помните: интересы ребенка –выше всего остального!

 

Список использованных источников:

 

1)                http://www.eti-deti.ru/obchie/143.html

2)                http://www.eurolab.ua/parenting/2505/2518/18867/

3)                http://smol.chudoforum.ru/t193-topic

4)                http://www.zdorovieinfo.ru/bud_v_forme/bud_v_forme_deti/stati/mladshie_shkolniki/sexualnoe_nasilie_nad_detmi/

5)                http://www.vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/128/432-sexual-violence-against-children

 

Педагог-психолог Королькова Н.А.