Воспитание самостоятельности требует специальной работы по  запоминанию последовательности событий, а также порядка действий. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагайте ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня вашего ребенка.  Старайтесь, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие (игра в «брызги» при мытье рук, колыбельная перед сном). Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символические обозначения того или иного  события, помогающие ребенку быстрее переключаться: так, перед  купанием достаньте специальную плавающую игрушку и т. п. Вводите новые детали в привычные действия, отступайте иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома отправьтесь в ближайшее кафе. При этом не забудьте обсудить такой план заранее.

Развитие социально-бытовых навыков.

Залогом успешной социально-бытовой адаптации, является активное включение членов семьи в коррекционный процесс. Это достигается при совместном сотрудничестве специалистов и семьи.

10 правил взаимодействия с аутичным ребенком:

1) Принимайте ребенка таким, какой он есть.

2) Исходите из интересов ребенка.

 3) Строго придерживайтесь определенного режима и ритма жизни.

 4) Соблюдайте ежедневные ритуалы.

 5) Улавливайте малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка,

свидетельствующие о его дискомфорте.

 6) Присутствуйте на занятиях с ребенком.

 7) Как можно чаще разговаривайте с ребенком.

 8) Обеспечьте комфортную обстановку для общения и обучения с ребенком.

 9) Терпеливо объясняйте ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, расписание)

 10) Избегайте переутомления ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация жизни ребенка с аутизмом в условиях семьи.

Воспитание ребенка с аутизмом

Ребенок-аутист требует ещё большего внимания и заботы, поэтому необходимо соблюдать некоторые рекомендации по воспитанию:

1.  Заставьте ребёнка поверить, что он - член семьи, но не такой, которому уделяется больше внимания, чем остальным. Если вы будете обрушивать слишком много внимания на такого ребёнка, он может не понять вас и чувствовать себя некомфортно.

2. Такому ребенку просто необходим четкий режим дня, соответствующий возрасту. Правила для ребенка-аутиста - это очень важная часть коррекционной работы. Важно выводить его из ступора и привлекать внимание к себе, а не позволять ему манипулировать взрослыми.

3. Показывайте своё одобрение каждый раз, когда ребёнок успешно выполнил задание. Большинство детей-аутов не помнят того, что произошло вчера, и вчерашняя похвала может показаться им беспричинной.

4. Помните, что неправильное поведение быстро входит в привычку, поэтому боритесь с ним незамедлительно и поощряйте любую адаптацию к переменам, даже незначительным. Если ребёнок не будет чувствовать поддержки с вашей стороны, он ещё больше замкнётся и станет избегать контакта.

5. Дайте ребёнку шанс понять новое расписание и принять его, иначе малыш просто потеряется. У детей-аутов повышается самооценка, если каждое новое задание будет сперва пройдено вместе с ними.

6. Отдайте ребёнка в школу, специализирующуюся на обучении детей со схожими проблемами. Школа должна обеспечивать детей должным вниманием и психологической помощью.

7.  Кроме того, никогда не показывайте ребёнку своего недовольства, ведь самое главное в возвращении такого человека к нормальной жизни и общению - заставить его поверить в то, что этот мир за него, а не против.

Организация пространства.

Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка "крепостью", комфортным местом, в котором он чувствовал  бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний.

Безопасность.

Детская комната должна быть оборудована с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться по мебели и т. д. Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует "чувство края", а в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов. Все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться. Обеспечение комфорта и уюта. Оформите комнату в неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

Наличие необходимого оборудования.

Столик со стульчиком, разнообразные игрушки, детские книжки, материалы для творчества, спортивное оборудование.

Поддержание порядка.

В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Время от времени вводите новые приятные ребенку детали - развесьте на стене его рисунки, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь. Не забывайте о необходимости создания эмоционально положительного настроя: заранее обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер. Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Необходимо осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д. Постоянно комментируйте все бытовые моменты, объясняя смысл происходящего.

Вовлекайте ребенка в работу по дому. Постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры.

Организация времени.

Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение. Эмоционально комментируйте все, что происходит в течение дня, заражая его присвоим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир.