ПЛАН-ГРАФИК консультативно-методической работы государственного учреждения образования «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» на 2023/2024 учебный год
- 08.10.2018
- Методические работы
- 3593 Прочтений
Главное управление по образованию Могилевского облисполкома
ПЛАН-ГРАФИК
консультативно-методической работы
государственного учреждения образования
«Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
на 2022 - 2023 учебный год
Цель: повышение качества специального образования через развитие инклюзивных процессов и сохранение доступности и вариативности получения образования лицами с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в Могилевской области.
Задачи:
- Способствовать максимальному охвату специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью детей с ОПФР, сведения о которых находятся в банке данных о детях с ОПФР.
- Продолжить работу по повышению уровня информированности и включенности руководителей учреждений специального, общего среднего и дошкольного образования, педагогов и родителей в инклюзивные процессы в образовании.
- Продолжить работу по формированию инклюзивной культуры у субъектов сетевого взаимодействия в процессе образования детей с инвалидностью и детей с ОПФР посредством развития сети ресурсных центров инклюзивного образования в учреждениях образования.
- Осуществлять методическое сопровождение педагогов учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, работающих с детьми с аутистическими нарушениями в условиях образовательной интеграции, посредством оказания им супервизорской помощи.
- Продолжать межведомственное взаимодействие, с целью обмена опытом в области специального и инклюзивного образования и обеспечения здоровьесберегающего процесса в учреждениях образования.
- Способствовать выявлению и распространению передового педагогического опыта, развитию творческого потенциала педагогов системы специального образования в вопросах использования современных педагогических технологий посредством проведения методических недель и творческих отчетов.
- Способствовать повышению качества образовательного процесса в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Могилевской области посредством осуществления методической поддержки и создания условий для обмена опытом педагогов.
- Повышать эффективность оказания ранней комплексной помощи детям с ОПФР, посредством осуществления взаимодействияспециалистов, в том числе на межведомственном уровне.
- Содействовать выполнению мероприятий подпрограммы «Развитие системы специального образования» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы;
- Осуществлять сопровождение инклюзивных процессов в образовании через функционирование ресурсного центра инклюзивного образования на базе ГУО «Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
- Совершенствование материально-технической базы и расширение спектра оказываемых услуг детям с ОПФР.
№ п/п |
Название мероприятия/место проведения |
Срок исполнения |
Исполнители |
Ответственные за исполнение |
Ожидаемый результат |
|||||||||
I. Организационно-управленческая работа |
||||||||||||||
1.1. |
Взаимодействие Могилевского областного ЦКРОиР с районными (городскими)ЦКРОиР и специальными школами-интернатами, совещания директоров |
|||||||||||||
1.1.1. |
Совещание директоров районных (городских) ЦКРОиР и специальных школ-интернатов (ГУО «Могилевский областной ЦКРОиР») «Задачи и направления деятельности по организации образовательного процесса для детей с ОПФР в 2023/2024 учебном году» |
Сентябрь |
Директора ЦКРОиР |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение компетентности руководителей учреждений образования в управленческой деятельности, формирование единого образовательного и информационно-методического пространства, развитие рефлексивной компетенции руководителей |
|||||||||
1.1.2. |
Совещание директоров районных (городских) ЦКРОиР и специальных школ-интернатов (ГУО «Могилевский областной ЦКРОиР») «Об итогах работы учреждений специального образования втекущем учебном году»
|
Июнь |
||||||||||||
1.2. |
Оказание методической помощи районным ЦКРОиР в организации работы по основным направлениям деятельности |
|||||||||||||
1.2.1. |
Администрации районных (городских) ЦКРОиР по вопросам организационно-управленческой деятельности, формированию современного универсального образовательного пространства, осуществления диагностической и методической деятельности |
По запросу |
Специалисты ЦКРОиР
|
Мозоловская Е.Г. |
Формирование единого образовательного и информационно-методического пространства грамотности администрации и специалистов региональных ЦКРОиР |
|||||||||
1.2.2. |
Специалистам ЦКРОиР по организации психолого-педагогического сопровождения (далее – ППС) детей с ОПФР в условиях образовательной интеграции |
По запросу |
Специалисты ЦКРОиР
|
Мозоловская Е.Г. |
Совершенствование качества образовательного процесса, условий для психологической безопасности учащихся |
|||||||||
1.2.3. |
Специалистам районных (городских) ЦКРОиР по организации профориентационной работы с учащимися с ОПФР, перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН |
Сентябрь-май |
Администрация |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение эффективности деятельности учреждений образования по организации профориентационной работы и патронатного сопровождения выпускников ЦКРОиР |
|||||||||
1.2.4. |
Администраторам банка данных о детях с ОПФР районных (городских) ЦКРОиР по ведению и заполнению данных |
Минкова Л.А., Циманова С.С.
|
Мозоловская Е.Г. |
Повышение эффективности количественно-качественного анализа структур специального образования |
||||||||||
1.2.5. |
Специалистам районных (городских) ЦКРОиР по организации работы родительских клубов |
По запросу |
Большакова О.В. |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение методической грамотности специалистов в работе с родителями, формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса |
|||||||||
1.2.6. |
Специалистам районных (городских) ЦКРОиР и педагогам системы специального образования по вопросам работы с детьми с расстройствами аутистического спектра |
Дьякова О.В. Королькова Н.А. |
Мозоловская Е.Г. |
Реализация инклюзивных процессов в образовании и формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии |
||||||||||
1.2.7. |
Администрации УО «Могилевская государственная специальная школа закрытого типа», УО «Могилевское государственное профессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки» |
Администрация |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение качества оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи лицам с ОПФР |
||||||||||
1.2.8 |
Администрации районных (городских) ЦКРОиР по вопросамформирования инклюзивной культуры у субъектов сетевого взаимодействия в процессе образования у детей с инвалидностью и детей с ОПФР в рамках функционирования ресурсных центров в опорных учреждениях образования |
Позапросу |
Администрация |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение методической грамотности специалистов, формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса
|
|||||||||
1.3. |
Осуществление кураторства районных (городских) ЦКРОиР
|
|||||||||||||
1.3.1 |
Дрибинский, Чериковский, Кричевский |
По запросу |
Мозоловская Е.Г. |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение уровня персональной ответственности специалистов МОЦКРОиР за результативность работы курируемых центров. Оказание своевременной методической помощи и информационной поддержки региональным ЦКРОиР |
|||||||||
1.3.2. |
г.Могилев, Мстиславский |
По запросу |
Лазуркина Д.М. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.3. |
г.Бобруйск, Осиповичский, Быховский |
По запросу |
Коликова О.Г. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.4. |
Могилевский, Славгородский, |
По запросу |
Миненкова И.В. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.5. |
Белыничский, Круглянский, Кличевский |
По запросу |
Семова С.А. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.6. |
Горецкий,Чаусский, Краснопольский |
По запросу |
Шарай В.А. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.7. |
Бобруйский, Глусский |
По запросу |
Минкова Л.А. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.8 |
Хотимский, Костюковичский |
По запросу |
Солодкина Л.К. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.3.9 |
Климовичский, Шкловский, Кировский |
По запросу |
Морозевич Е.П. |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.4 |
Инклюзивные мероприятия. Взаимодействие с государственными учреждениями, общественными организациями (социальное партнерство) |
|||||||||||||
1.4.1. |
Реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
|
По отдельному плану
|
Лазуркина Д.М. Ермаченко Ж.И. Дьякова О.В. Пищенко Г.Н. Легерова Т.В. Бабарыкова Н.А. Половцева Х.А. |
Мозоловская Е.Г.
|
Повышение качества образовательной деятельности |
|||||||||
1.4.2. |
Реализация проекта международной технической помощи «Выстраивание эффективных механизмов защиты для улучшения положения детей с тяжелыми формами инвалидности и заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни», совместно с РОО «Белорусский детский фонд», ОБО «Белорусский детский хоспис», БОО «Белорусское общество Красного креста» |
|||||||||||||
Кузьмич Г.А. Большакова О.В. Королькова Н.А. |
Мозоловская Е.Г. |
|
||||||||||||
1.4.3. |
Межведомственныйкруглый столсовместно со специалистами УЗ «Могилевский областной психоневрологический диспансер»и врачами-наркологами учреждений здравоохранения Могилевской области «Медицинское обследование в системе комплексного изучения детей с ОПФР с целью определения типа нарушения и соответствующего образовательного маршрута»
|
Ноябрь |
Коликова О.Г. Головач Э.И. Артемьева Т.А.
|
Мозоловская Е.Г. |
Определение адекватного образовательного маршрута для ребенка с ОПФР
|
|||||||||
1.4.5. |
Взаимодействие с ОУ «Могилевский государственный областной институт развития образования» по вопросам развития и функционирования системы специального образования Могилевской области, формирования инклюзивной культуры у все субъектов образовательного процесса |
В течение года |
Администрация специалисты |
Мозоловская Е.Г. |
Поддержание продуктивных межведомственных связей с организациями и ведомствами, в чьей компетенции находятся проблемы детей с ОПФР |
|||||||||
|
||||||||||||||
1.4.6 |
Взаимодействие с ЧУО «Средняя школа «Конкорд» |
В течение года |
Администрация специалисты |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.4.7. |
Участие в работе международных конференций, круглых столов, форумов |
В течение года |
Администрация специалисты |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.4.8. |
Проведение благотворительных акции совместно с Могилевским областным отделением РОО «Белорусский детскийфонд» |
По отдельному плану |
Администрация специалисты |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.4.9. |
Участие в районных(городских) инклюзивных мероприятиях, фестивалях, праздниках, конкурсах и т.д. |
в течение года |
Администрация |
Мозоловская Е.Г. |
||||||||||
1.5 |
Участие в республиканских мероприятиях (по плану работы Министерства образования Республики Беларусь, ГУО «Академия последипломного образования», УО «Белорусский педагогический университет имени М.Танка», НМУ «Национальный институт образования») |
|||||||||||||
II. Диагностическая работа |
||||||||||||||
2.1. |
Работа областной психолого-медико-педагогической комиссии |
|||||||||||||
2.1.1. |
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОПФР, определение образовательного маршрута, создание специальных условий для получения образования и оказания коррекционно-педагогической помощи |
По запросу (согласно графику работы ПМПК) |
Члены ПМПК |
Мозоловская Е.Г. |
Определение адекватного образовательного маршрута для детей с ОПФР в соответствии с их уровнем развития
|
|||||||||
2.1.2. |
Выезды с целью оказания методическойпомощи администрации по вопросам организации интегрированного обучения и воспитания и оказания коррекционно-педагогической помощи (учреждения образования Могилевского района)
|
Октябрь-январь |
Рабочая группа |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение качества диагностической деятельности ЦКРОиР. Оказание методической помощи членам ПМПК |
|||||||||
2.1.3. |
Выезды в региональные ЦКРОиР с целью оказания методической помощи по вопросам организации психолого-медико-педагогического обследования, коррекционно-педагогического и образовательного процессов |
В течение года |
Рабочая группа |
Мозоловская Е.Г. |
Своевременное выявление детей нуждающихся в получении специального образования и коррекционно-педагогической помощи |
|||||||||
2.1.4. |
Мониторинг организации образовательного процесса для детей с РАС Могилевской области |
Октябрь-февраль (по отдельному плану) |
Рабочая группа |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение качества организации образовательного процесса |
|||||||||
III. Консультативная работа |
||||||||||||||
3.1. |
Консультирование руководителей учреждений образования |
|||||||||||||
3.1.1. |
По вопросам организационно-управленческой деятельности, формирования адаптивного образовательного пространства, организации образовательного процесса и обеспечениянеобходимых условий обучения и воспитания детей с ОПФР |
По запросу |
Лазуркина Д.М. |
Мозоловская Е.Г.
Мозоловская Е.Г.
|
Повышение уровня осведомленности по вопросам специального образования, создания условий для обучения и воспитания детей с ОПФ руководителей и педагогов учреждений образования области |
|||||||||
3.1.2. |
Администрации и педагогов социальных ЦКРОиР по вопросам преемственности при переходе выпускниковЦКРОиР в ТЦСОН |
По запросу |
Коликова О.Г. |
|||||||||||
3.2 |
Консультативная работа со специалистами, работающими с детьми с особенностями психофизического развития
|
|||||||||||||
3.2.1. |
Педагогов учреждений образования по вопросам развития детей с ОПФР, определения методов, приемов и средств обучения, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода при организации образовательного процесса и оказания коррекционно-педагогической помощи |
По запросу |
Лазуркина Д.М. Коликова О.Г. Специалисты ЦКРОиР |
Мозоловская Е.Г. |
Повышение уровня методической грамотности по вопросам специального образования педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования |
|||||||||
3.2.2. |
Специалистов региональных ЦКРОиР по вопросам оказания ранней комплексной помощи детям с ОПФР в возрасте до трех лет |
Повышение профессиональной компетентности специалистов ЦКРОиР, работающих с различными категориями детей с ОПФР, оказание оперативной консультативной помощи и поддержки
|
||||||||||||
3.2.3. |
Специалистов ЦКРОиР области по основным направлениям социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям с ОПФР и их законным представителям |
|||||||||||||
3.2.4. |
Специалистов региональных ЦКРОиР, работающих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии |
|||||||||||||
3.2.5. |
Специалистов региональных ЦКРОиР, педагогов, работающих в группах (классах) интегрированного обучения и воспитания |
|||||||||||||
3.2.6. |
Специалистов региональных ЦКРОиР, учителей-дефектологов, работающих в пунктах коррекционно-педагогической помощи |
|||||||||||||
3.2.7. |
Специалистов ЦКРОиР и педагогов системы специального образования по вопросам организации работы с детьми с РАС |
|||||||||||||
|
||||||||||||||
3.2.8. |
Специалистов региональных ЦКРОиР по вопросам работы лекотеки и организации работы ресурсных центров в учреждениях образования |
|
|
|
Содействие работе лекотек региональных ЦКРОиР и оперативное устранение недостатков в работе |
|||||||||
3.3. |
Консультативная работа с родителями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития
|
|||||||||||||
3.3.1. |
Консультирование, разработка рекомендаций для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОПФР, по вопросам, повышающих их осведомленность об индивидуальных особенностях детей, по вопросам активизации и стимуляции познавательной деятельности ребенка, по проблемам детско-родительских отношений в семье, общения в коллективе сверстников, разрешения конфликтных ситуаций, по вопросам реализации прав детей с ОПФР на образование в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании
|
По запросу |
Специалисты ЦКРОиР |
Мозоловская Е.Г. |
Создание адекватного «информационного поля» по вопросам специального образования для семей, воспитывающих детей с ОПФР |
|||||||||
IV. Методическая работа
|
||||||||||||||
4.1. |
Выпуск информационно-методического журнала «Вестник Могилевского областного ЦКРОиР» |
|||||||||||||
4.1.1. |
Сборник материалов по итогам проведения недели педагогического мастерства«Формирование основ безопасности жизнедеятельности в учреждении специального образования: от теории к практике»
|
Ноябрь |
Авторский коллектив |
Коликова О.Г. |
Повышение уровня методической грамотности и компетентности специалистов региональных ЦКРОиР, обобщение и распространение методических разработок специалистов системы специального образования Могилевской области |
|||||||||
4.1.2. |
Сборник материалов по итогам проведения методической недели «Оценка качества специального образования в условиях ЦКРОиР: стратегия и инструментарий»
|
Февраль |
Авторский коллектив |
Коликова О.Г. |
||||||||||
4.2. |
Областные семинары, семинары-практикумы, творческие отчеты, предметные недели
|
|||||||||||||
4.2.1 |
Методические недели, творческие отчеты
|
|||||||||||||
4.2.1.1. |
Неделя педагогического мастерства «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в учреждении специального образования: от теории к практике» (на базе ГУО «ЦКРОиР г. Кричева»)
|
Декабрь |
Коликова О.Г.
|
Мозоловская Е.Г. Мамусева Ю.В. |
Повышение уровня методической грамотности и профессиональной компетентности специалистов ЦКРОиР по вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР в условиях ЦКРОиР и учреждениях образования общего типа |
|||||||||
4.2.1.2. |
Методическая неделя «Оценка качества специального образования в условиях ЦКРОиР: стратегия и инструментарий» (на базе ГУО «ЦКРОиР г. Шклова»)
|
Февраль |
Коликова О.Г. |
Мозоловская Е.Г. Аникеева Л.А.
Мозоловская Е.Г. Андрейко В.В. Мамченко А.П. |
||||||||||
4.2.1.3. |
Творческий отчет учреждений специального образования Белыничского района«Формирование инклюзивной культуры у субъектов сетевого взаимодействия в процессе образования детей с инвалидностью и детей с ОПФР» (ГУО «Белыничский ЦКРОиР», ГУО «Белыничская специальная школа-интернат»)
|
Март |
Коликова О.Г. |
|||||||||||
4.2.2. |
Семинары-практикумы специалистов районных (городских) ЦКРОиР, организующих раннюю комплексную помощь
|
|||||||||||||
4.2.2.1. |
Семинар «Комплексный подход к осуществлению психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей раннего возраста с ОПФР»(совместно с ГУО «ЦКРОиР г. Горки») |
Ноябрь |
Совместно с областным кабинетом раннего вмешательства Лазуркина Д.М. Байкова С.А. |
Мозоловская Е.Г. Циркунова О.Л. Чайкова Е.В.
|
Повышение творческой активности и компетентности педагогов учреждений специального образования |
|||||||||
4.2.2.2. |
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми раннего возраста с ОПФР» (совместно с ГУО «Климовичский ЦКРОиР»)
|
Февраль |
||||||||||||
4.2.3. |
Специалисты районных (городских) ЦКРОиР, организующие работу с детьми с нарушениями аутистического спектра
|
|||||||||||||
4.2.3.1 |
Постоянно действующий семинар «Аутизм. Маршруты помощи» (обмен опытом с ГУО «Гомельский областной ЦКРОиР»)
|
Октябрь, декабрь |
По плану совместной работы с кафедрой психологии УО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова», ГУО «Гомельский областной ЦКРОиР» |
Мозоловская Е.Г., Усова Т.М., Овчинникова М.Б.
|
Обмен опытом |
|||||||||
Повышение уровня методической грамотности и профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра |
||||||||||||||
4.2.4. |
Школа совершенствования педагогического мастерства специалистов психолого-медико-педагогических комиссий районных (городских) ЦКРОиР
|
|||||||||||||
4.2.4.2 |
Семинар «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР при обследовании детей с ТМН» (совместно с ГУО «Могилевский городской ЦКРОиР»)
|
Ноябрь |
Коликова О.Г., Минкова Л.А. |
Мозоловская Е.Г. Горбатская О.А.
Мозоловская Е.Г. Жук Т.В. |
Повышение качества специального образования через осуществление диагностической работы с педагогами, работающими на ПМПК |
|||||||||
4.2.4.3. |
Семинар-практикум«Дифференциальная диагностика сходных состояний аномального развития различного генеза детей школьного возраста» (совместно с ГУО «Брестский областной ЦКРОиР»)
|
Январь |
||||||||||||
4.2.5. |
Специалисты районных (городских) ЦКРОиР, работающих с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в психическом и (или) физическом развитии
|
|||||||||||||
4.2.5.1. |
Серия тренинговых занятий «Навыки коммуникации с лицами с инвалидностью различных категорий, в том числе по оказанию ситуационной помощи» (совместно с ГУО Брестский областной ЦКРОиР)
|
Октябрь Февраль |
Коликова О.Г. Лазуркина Д.М. Королькова Н.А. |
Мозоловская Е.Г. Жук Т.В.
|
Повышение уровня методической грамотности и профессиональной компетентности специалистов |
|||||||||
4.2.5.2. |
Семинар-практикум«Освоение сенсорных аспектов активности посредством использования сенсорно-динамического комплекса для успешной жизнедеятельности детей с ТМН»
|
Январь |
Коликова О.Г. Лазуркина Д.М. Королькова Н.А. |
Мозоловская Е.Г. . |
||||||||||
4.2.6. |
Областной ресурсный инновационный центр «Формирование нравственных ценностных ориентаций, учащихся посредством организации волонтерской деятельности» |
|||||||||||||
4.2.6.1 |
Индивидуальные и групповые формы работы
|
По отдельному плану |
Лазуркина Д.М. Королькова Н.А. Большакова О.В.
|
Мозоловская Е.Г.
|
Распространение эффективного опыта инновационной деятельности в массовую практику учреждений образования области
|
На базе Могилевского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (г.Могилев, ул. Сурганова, 74) работает консультационный пункт для специалистов системы специального образования области:
- молодые и вновь назначенные специалисты - 1-я среда каждого месяца;
- начинающие руководители (директора, заместители директоров по основной деятельности) - 2-я среда каждого месяца;
- другие специалисты ЦКРОиР- 3-я среда каждого месяца;
- онлайн-консультации всех специалистов по запросу по адресу mogilev@mockroir.by.
Предварительная запись на консультации осуществляется по телефону 8-0222-77-13-63 (Махтадуй Виктория Владимировна).
Консультирование по тел.8-0222-77-13-63 (Коликова Оксана Геннадьевна, Минкова Людмила Александровна).